Как разблокировать счет. Инструкция
Как ускорить разблокировку расчетного счета, почему стоит лично отнести документы в банк и налоговую, как доказать, что инспекторы ошибочно заблокировали счет
Неполадки в системе ФНС привели к массовой блокировке расчетных счетов налогоплательщиков. Сведения о долгах компаний отображаются в программах некорректно. С такой проблемой может столкнуться любая организация. Вот инструкция, как разблокировать счет.
Позвоните в инспекцию
Если в программе ФНС за организацией числится задолженность, то инспекторы должны направить ей требование об уплате налога. Если компания вовремя не погасит задолженность, то налоговики направят в банк сообщение о приостановлении операций по счетам.
Фактически у компании может не быть долга, но из-за неполадок в системе данные о задолженности отображаются неправильно. Например, из-за перенастройки программ суммы начисленных налогов могут задвоиться или оплата может не высветиться. В этом случае компании следует позвонить своему инспектору, чтобы выяснить причину искажений.
В ряде регионов работают горячие линии, их телефоны указаны на территориальных сайтах. Чтобы получить информацию об этом, зайдите на сайт управления ФНС своего региона.
Например, УФНС по Магаданской области сообщает об открытии горячей линии по вопросам приостановлений операций по счетам юрлиц и ИП. Для решения вопросов по разблокировке счетов налогоплательщикам следует позвонить в налоговые органы области (nalog.ru/rn49/, новости от 17.06.2019).
В Калининградской области также работают горячие линии по вопросам приостановления операций по счетам. Инспекторы оказывают налогоплательщикам консультации. Например, если компании или ИП заблокировали счет из-за неисполнения требования об уплате налога или непредставления отчетности.
Некоторые УФНС устраивают специальные приемные дни по вопросам приостановления операций по счетам. Например, УФНС по Амурской области приглашают налогоплательщиков в инспекции для урегулирования вопросов по разблокировке счетов. Налогоплательщику следует обратиться в инспекцию по месту учета, с собой надо взять паспорт и платежные документы.
Каждое обращение инспекторы обещают рассмотреть в индивидуальном порядке. Кроме того, налогоплательщики могут получить интересующую информацию по телефону единого контакт-центра ФНС 8-800-222-22-22. Этот номер рекомендуют использовать сами налоговики.
Представьте в инспекцию документы
Компании стоит посетить инспекцию. Чтобы ускорить разблокировку счета, следует представить документы, подтверждающие, что у компании отсутствует задолженность. Предъявите инспектору платежные поручения и банковские выписки, свидетельствующие о том, что компания погасила недоимку (письмо Минфина от 24.07.2018 № 03-02-08/51856). Пригодятся справки об отсутствии задолженности и акты сверки с инспекцией.
Если налоговики заблокировали счет правомерно, то выполните то, на чем они настаивают. Если проблема в уплате налогов, то перечислите требуемую сумму недоимки.
При опоздании с подачей налоговых деклараций немедленно отчитайтесь. Даже если в декларациях будут искажения, организация сможет их исправить с помощью уточненок, но это уже будет после разблокировки счета. Если компания отчитывается на бумаге, то желательно лично принести декларации в инспекцию, а не отправлять по почте. Это тоже сэкономит время.
О том, что инспекторы отменили решение о приостановлении операций по счетам, можно удостовериться на сайте. Укажите ИНН компании, БИК банка, тип запроса. Если инспекторы не отозвали решение, то интернет-сервис сообщит об этом.
Отнесите в банк решение о разблокировке
Решение об отмене ареста контролеры должны отправить в банк в электронной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия (п. 4 ст. 76 НК). Порядок обмена документами между банками и ИФНС утвержден Банком России (положение от 06.11.14 № 440‑П).
Может случиться, что компания уже получила копию решения о разблокировке, а банк электронное сообщение еще нет. Сообщение не прошло из-за сбоя в системе налоговиков. Представьте в банк свою копию решения и попросите разблокировать счет.
Ранее банки отказывались принимать решение на бумаге. В НК сказано, что кредитные учреждения вправе руководствоваться лишь электронными документами от ФНС (п. 4 ст. 76). Однако сейчас ФНС попросила банки принимать к исполнению документы на бумаге (письмо от 22.03.2019 № КЧ-4-8/5215@). Это связано с неполадками при переходе ФНС на новые программы.
Если сотрудники банка все-таки отказываются принимать решение об отмене ареста на бумаге, то приложите сопроводительное письмо. Укажите причины, по которым инспекторы не могут направить в банк решение в электронном виде. Можно запросить соответствующее письмо в инспекции.
Направьте заявление о разблокировке и жалобу
Если звонки и посещение инспекции не помогли, то для ускорения процесса подайте в инспекцию заявление о разблокировке счета. В заявлении укажите реквизиты компании и опишите суть проблемы. Приложите копии документов, подтверждающих отсутствие задолженности по налогам и взносам.
В заявлении также укажите, чем компании грозит промедление со снятием ареста, и приложите расчет всех убытков. На своей копии заявления следует проставить пометку о ее получении инспекторами с указанием не только даты, но и времени получения.
Проверяющие нередко нарушают срок принятия решения о разблокировке, к примеру, на несколько месяцев. В этом случае налогоплательщикам приходится в судебном порядке истребовать с инспекции проценты (п. 9.2 ст. 76 НК). Однако их сумма рассчитывается исходя из ставки рефинансирования, поэтому не покрывает реальных убытков.
Компании выгоднее не допустить такой просрочки, а использовать административное давление с помощью жалоб в вышестоящие инстанции. Даже если организация получит потом отписки от этих инстанций, неудобства проверяющим это все равно создаст.
Подайте жалобу на действия сотрудников инспекции. Жалобу адресуйте в региональное управление ФНС. Вы можете направить жалобу не только лично или по почте, но и через сайт ФНС (nalog.ru — электронные сервисы — обратиться в ФНС).
Если вы напишете сообщение в грубой форме, то налоговики могут счесть его оскорбительным и оштрафовать компанию (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ч. 2 ст. 5.61 КоАП).
Жалоба — одна из самых эффективных мер, позволяющих налогоплательщикам оспорить незаконную блокировку расчетного счета.
Когда налоговики вправе заблокировать счет
- Если компания не исполнила требование об уплате налогов, взносов, пеней или штрафов и инспекторы уже вынесли решение об их взыскании за счет денежных средств налогоплательщика (п. 1, 2 ст. 76 НК).
- Если компания не представила декларации, расчеты по страховым взносам, по форме 6-НДФЛ в течение 10 рабочих дней с момента истечения установленного срока (подп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76 НК).
- Если организация не передала в инспекцию электронную квитанцию о приеме ряда документов в течение шести рабочих дней с момента их отправки контролерами. Заблокировать счета они могут, если компания допустила просрочку свыше 10 рабочих дней (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК).
- Если компания не обеспечила возможность получать из инспекции электронные документы по телекоммуникационным каналам связи (подп. 1.1. п. 3 ст. 76 НК).
- В качестве обеспечительной меры для исполнения решения по итогам проверки (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК). Заблокировать счет можно только после наложения запрета на отчуждение имущества и в случае, если совокупная стоимость активов меньше общей суммы недоимки.